Вход

Главная > Новости > Хоровые новости > Открытый хоровой фестиваль "Подмосковные вечера" прошел в Троицке

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

наши партнеры

Открытый хоровой фестиваль "Подмосковные вечера" прошел в Троицке

05.11.2016 Москва

Духовные произведения, обработки народной музыки, классика, джаз, оды Троицку и детские песни… труднее было бы сказать, чего не было на Открытом хоровом фестивале «Подмосковные вечера». С 28 по 30 октября в ДШИ им. Глинки выступили семь хоров из Троицка, Дубны, Обнинска, Зеленограда, Ярославля и Москвы. Фестиваль в этом году прошёл в пятый раз, но на афишах крупнее была другая цифра. Руководитель Троицкого камерного хора Алексей Малый отметил 35-летие творческой деятельности. Поздравлениям был посвящён первый день. 

«Алексей Викторович Малый внёс новую струю в культурную жизнь нашего города, – отметил в поздравлении глава города Владимир Дудочкин. – Достижения хора стали результатом работы этого разностороннего человека: композитора, вокалиста, преподавателя, дирижёра… Многогранная личность!» 

«Хор – это совсем другой полёт, – сказал со сцены Алексей Малый. – Категорически другой жизненный уклад. Здесь – не профессионалы, но у них есть духовная потребность петь коллективно». 

Автор сочинений

«Я не композитор, – скромно говорит Алексей Малый. – Я автор сочинений, которые появляются, если есть потребность. Где бы я ни работал, возникал коллектив. В школе – значит, надо писать песни для школы. В детском саду – к утреннику, Новому году, встрече осени. В училище – небольшие пьесы для женского хора. В Гнесинской академии надо писать аранжировки, обучая студентов. А с Троицким хором мы часто выезжаем на православные фестивали, поэтом я пишу и духовную музыку». 

По отзывам и певцов, и слушателей, духовные вещи Малого – самые сильные и пронзительные. Многие помнят «Ныне отпущаеши» – композицию, с которой начался концерт памяти хориста Евгения Руденчика прошлой осенью. В этот раз её спел хор «Партес» из Обнинска. «Духовных сочинений у меня немного, они рождаются от внутренних коллизий, потрясений, которые я испытываю. В духовной музыке я дилетант, в хорошем смысле слова – ведь благодаря дилетантам многое развивается», – говорит Алексей. 28 октября в исполнении Троицкого хора дебютировало духовное произведение «На реках Вавилонских» – на ветхозаветный сюжет египетского плена… А другая, светлая бардовская вещь «Кошка», которую Малый спел соло под гитару, посвящена новорождённой дочке Кате. А дочка – вот она, рядом со сценой, уже большая и тоже поёт в хоре! 

Объединяющая сила

Концерт стал первым для троичанки Екатерины Сергеевой. «В хоре я впервые, – рассказывает она. – Раньше немного пробовала петь джаз, был небольшой опыт и в рок-коллективе, но группа давно распалась. И был долгий период, когда я пела только колыбельные детям. Потом соскучилась по музыке и пришла сюда». 

В хоре её приняли радушно. Алексей Малый ответил на письмо в Сети: «Приходи на репетицию послезавтра!» «Зашла, стою. И слышу такое сильное многоголосие… У меня мурашки по телу побежали, думаю: ничего себе, куда я попала!» «Новенькая? – спросила её дирижировавшая в этот момент Анастасия Браудо. – Какой у тебя голос?» Катя задумалась. «А надо отвечать: красивый!» – засмеялись хористы, и «новенькая» села к альтам. 

А вот Наталья Дмитриевна Козловская в хоре уже 38 лет. Хор для неё больше, чем любимая работа, – другая жизнь. Приход Алексея Малого она считает вторым рождением коллектива. «При первом руководителе было 20 минут пения и полтора часа болтовни, – вспоминает она. – Потом был Илья Вашерук, талантливый человек, но ещё молодой был, без такого опыта. Алексей Малый преподаёт в Академии, он умеет руководить, у него есть знание, как правильно петь. А дирижирует он так, что у нас мурашки по коже. У дирижёра должна быть сила в руках – объединяющая сила». 

Прямое попадание

Фестиваль «Подмосковные вечера» – встреча друзей и профессионалов, коллег и учеников. Одна из них – хормейстер Анастасия Браудо. «10 лет назад я вытянула счастливый билет в своей жизни, – сказала она. – Пришла к нему в класс по специальности в Гнесинской академии. Меня, первокурсницу, спрашивали, у кого я. «У Алексея Викторовича!» И мне они все отвечали: «Ой, ты попала!» А в глазах смесь восхищения и немножко страха. Да, я попала, и безумно этому рада». 

«Я благодарен Богу за то, что поступил в класс к этому профессионалу и педагогу, – вторит ей Денис Денисов, солист хора Данилова монастыря. – Он чуткий, отзывчивый…» Тут Малый улыбнулся и сыронизировал – мол, не слишком ли много комплиментов? 

Фестиваль уже невозможно представить без ещё одного друга и коллеги – вологодского композитора Михаила Гоголина. «Мы идём по жизни, не расставаясь, с 1991 года. Он ввёл мои сочинения в круг большого исполнительского искусства, и этот старт во многом определил мою судьбу как композитора. Всегда огромное счастье работать с ним», – сказал он. И подготовил Малому пода-рок – духовное произведение «Богородице дево, радуйся», одну из солирующих партий в котором во второй день Фестиваля исполнила Екатерина Малая. 

Душа разных культур

После пятничного бенефиса Троицкого камерного хора и его руководителя – только в завершение на сцену вышел коллектив «Партес» из Обнинска – в субботу на сцене были преимущественно гости. Чисто мужской коллектив «Ярославский спев» под руководством Алексея Корнева, Камерный женский хор «Звёздный» из Москвы, Хор молодёжи и студентов Дубны под руководством Елены Хританковой и, как и троичане, смешанный по составу Академический хор «Ковчег» из Зеленограда. 

«Много лет мы дружили с американским хором и пели много спиричуэлов. Потом они немного надоели, но всё ещё поём немного!» – рассказал руководитель «Ковчега» Андрей Чернецов. Исполняя духовные песни разных культур, он сравнивает их и видит, как по-разному они обращаются к Богу. «У спиричуэлов совершенно другой менталитет. В православной музыке, какой бы она ни была, затрагивается момент покаяния. В протестантской, к которой относятся и госпел, и спиричуэл, это скорее исключение, чем правило. Поэтому и музыка немножко другая, катарсис – другой. Хотя и в русской музыке тоже есть радостные, хвалебные произведения», – говорит Андрей. 

А вечером в кулуарах Алексей Малый рассказал об интересном критерии. Бывает, у хористов в платье вшиты блёстки. Так вот, если хор поёт, а блёстки движутся – значит, и артисты увлечены пением, их души отданы своему делу. И это движение, и внешнее, и внутреннее, было на Фестивале в достатке. 

Владимир МИЛОВИДОВ, 

фото Александра КОРНЕЕВА

Завершающий день Фестиваля был отдан Патриаршему хору московского Свято­Данилова монастыря. На этот раз программа была обновлена – второе отделение посвятили казачьим песням. C прошлого выступления в Троицке прошло чуть больше полугода, но коллектив снова собрал полный зал, причём дважды.

назад к новостям
просмотров 2164

Комментарии