Вход

Главная > Новости > Статьи, исследования > Хоровое пение и психологическое благополучие

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

наши партнеры

Хоровое пение и психологическое благополучие

08.02.2024

SIlver Singers.jpg

The Silver Singers - один из хоров, участвовавших в опросе с английской стороны опроса 


Хоровое пение и психологическое благополучие: 

результаты межнационального опроса английских хоров
с использованием Краткого опросника ВОЗ для оценки качества жизни

Оригинальное название статьи: 

Choral singing and psychological wellbeing: Quantitative and qualitative findings from English choirs in a cross-national survey

Скачать оригинальную публикацию 

Авторы:

STEPHEN CLIFT
Canterbury Christ Church University
GRENVILLE HANCOX
Canterbury Christ Church University
IAN MORRISON
Canterbury Christ Church University
BÄRBEL HESS
Canterbury Christ Church University
GUNTER KREUTZ
Carl von Ossietzky University
DON STEWART
Griffith University


Более 600 хоровых певцов из английских хоров заполнили анкету WHOQOL-BREF (КРАТКИЙ ОПРОСНИК ВОЗ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ) для измерения физического, психологического, социального и экологического благополучия, а также шкалу «Влияние хорового пения», состоящую из 12 пунктов. В ответ на открытые вопросы они также представили отчеты о влиянии хорового пения на качество жизни, благополучие и физическое здоровье. Высокие средние баллы были обнаружены по всем шкалам WHOQOL-BREF, и возникла высокая степень консенсуса в отношении положительных преимуществ хорового пения, но были также обнаружены и существенные различия. В группе участников с относительно низким психологическим благополучием и сильным восприятием положительных преимуществ, связанных с хоровым пением, были обнаружены четыре категории серьезных личных проблем и проблем со здоровьем: стойкие проблемы с психическим здоровьем; серьезные проблемы в семье/отношениях; серьезные проблемы с физическим здоровьем; и недавняя утрата. Их отчеты также выявили шесть «генеративных механизмов», с помощью которых пение может влиять на благополучие и здоровье: положительный эффект; сосредоточенное внимание; глубокое дыхание; cоциальная поддержка; когнитивная стимуляция; и регулярные обязательства. 

Ряд качественных и обзорных исследований с различными выборками показал, что певцы сообщают о широком спектре социальных, психологических, духовных и медицинских преимуществ, связанных с пением (например, Clift and Hancox 2001, Bailey and Дэвидсон 2005 г., Зильбер 2005 г., Бек и др. 2000). 

Клифт и Хэнкокс (2001), например, сообщают, что 71% певцов университетского хорового общества согласились с тем, что пение полезно для их «психического благополучия». На более объективном уровне исследования продемонстрировали влияние пения на физиологические параметры, которые, как предполагается, имеют последствия для благополучия и здоровья (например, Beck et al. 2000, Kreutz et al. 2004). Кроме того, Хьюстон и др. (1998) сообщают о значительном улучшении оцениваемых уровней тревоги и депрессии у жителей домов престарелых с использованием обычных стандартизированных показателей после четырехнедельной программы пения, а Cohen et al. (2006) обнаружили значительные улучшения как психического, так и физического здоровья у пожилых людей, посещающих общественный хор в течение года. Однако недостатками современной литературы являются отсутствие общего концептуального понимания благополучия и здоровья, а также отсутствие теоретической основы, объясняющей порождающие причинно-следственные механизмы, связывающие пение с благополучием и пользой для здоровья (Harré 1972). Настоящее исследование направлено на устранение этих недостатков посредством крупномасштабного опроса хоровых певцов в Англии, Германии и Австралии на основе проекта Всемирной организации здравоохранения «Качество жизни» (Power et al. 1999). В настоящей статье представлены некоторые предварительные результаты английской части исследования. 

МЕТОДИКА

Участники 

Выборка состояла из 633 хоровых певцов из хоровых обществ и хоров Юго-Востока и Северо-Востока Англии. Процент откликов по хорам колебался в пределах 50-70%. Средний возраст хористов составил 61 год; 77% женщин и 23% мужчин. 

Материалы 

Используемая анкета включала три открытых вопроса о влиянии пения на качество жизни, благополучие и здоровье, за которыми следовали 24 утверждения о возможном влиянии хорового пения на основе инструментов, используемых в исследованиях, о которых сообщили Клифт и Хэнкокс (2001) и Бек. и другие. . (2000). Участники также заполнили WHOQOL-BREF (краткую форму анкеты Всемирной организации здравоохранения по качеству жизни), которая измеряет четыре измерения качества жизни: 

  • физическое здоровье (например, сколько вам нужно медицинского лечения, чтобы функционировать в вашей повседневной жизни?), 

  • психологическое здоровье ( например, Насколько вам нравится жизнь?), 

  • социальное благополучие (например, насколько вы удовлетворены поддержкой, которую вы получаете от своих друзей?) 

  • окружающей среды (например, Насколько вы удовлетворены условия вашего проживания?), с высоким уровнем надежности и достоверности (например, Скевингтон и др., 2004 г., Хоторн и др., 2006 г.) 

Процедура 

В мае 2007 года членам участвующих хоров были розданы анкеты, которые они могли заполнить дома и вернуть в запечатанном конверте. 

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Средний возраст хористов был относительно высоким (в среднем = 61 год), а число женщин превышало мужчин в соотношении 3:1 (77% против 23%).

24 эффекта хорового пения были подвергнуты анализу основных компонентов отдельно для мужчин и женщин, а также для всей выборки. Появился сильный первый компонент со значительной нагрузкой по двенадцати пунктам для каждой половой группы (см. Таблицу 1). Основными темами, определяющими этот фактор, были: улучшение настроения, повышение качества жизни, большее счастье, снижение стресса и эмоциональное благополучие. Практически такая же закономерность была обнаружена для мужчин и женщин, проанализированных отдельно. Эти двенадцать пунктов (восемь положительных и четыре отрицательных) были использованы для построения единого показателя воспринимаемого воздействия пения на благополучие (коэффициент альфа Кронбаха 0,9 для обоих полов). Подавляющее большинство хористов согласились или полностью согласились с положительными пунктами и не согласились или категорически не согласились с отрицательными, так что, хотя потенциальный диапазон шкалы составляет от 12 до 60, фактический диапазон составляет от 27 до 60 со средним значением 49,7 и стандартное отклонение 6,8. Высокие баллы по этой шкале подтверждают, что подавляющее большинство людей, поющих в хоровых обществах, согласны с тем, что влияние пения в целом положительное с точки зрения воспринимаемого улучшения благосостояния. Была обнаружена значительная половая разница: женщины показали более высокие баллы: мужчины в среднем = 48,0, стандартное отклонение = 6,9; женщины в среднем = 50,2, стандартное отклонение = 6,7; t = –3,39, p<0,001 (двусторонний). Это открытие повторяет более раннее открытие Клифта и Хэнкокса (2001) в их первоначальном исследовании хорового сообщества.

Индекс WHOQOL-BREF оценивался в соответствии с установленными процедурами для измерения физического, психологического, социального и экологического качества жизни.

В соответствии с предыдущими исследованиями, документировавшими удовлетворительную надежность и достоверность, коэффициенты альфа Кронбаха были очень высокими для всех шкал, а средние баллы по каждой шкале были значительно ниже у участников, сообщивших о «долгосрочных проблемах со здоровьем», по сравнению с теми, кто этого не делал (данные не сообщаются). здесь – см. Клифт и др., 2008).



Пение в хоре:


Общая выборка


Мужчины


Женщины


Помогает сделать меня счастливее

76

71

78

Дает позитивное отношение к жизни

75

74

74

Помогает улучшить самочувствие

75

68

77

Освобождает негативные эмоции

75

74

75

Гораздо счастливее после этого

74

74

73

Положительно влияет на качество жизни

73

66

75

Настроение более позитивное

71

68

71

Не дает мне «кайфа»

– 71

– 71

– 71

Не высвобождает негативные эмоции

– 70

– 72

– 68

Расслабляет и помогает при стрессе

68

61

70

Не помогает эмоциональному благополучию

– 68

– 69

– 68

Никакого глубокого значения

– 65

– 65

– 65

Учтена дисперсия*

51,4%

48,4%

51,9%

*Дисперсия в статистике — это мера, которая показывает разброс между результатами. Если все они близки к среднему, дисперсия низкая. А если результаты сильно различаются — высокая.

Попарное удаление: число респондентов: 604–616; Мужчины: 136–139; Женщины: 468–477.

Таблица 1: Влияние первого основного компонента предметов хорового пения.


По психологической шкале ВОЗ большинство респондентов получили баллы значительно выше средней точки шкалы, что указывает на хорошее/отличное психологическое благополучие. Однако примерно 10% хористов дали низкие оценки, что могло указывать на проблемы с психическим здоровьем. 

Женщины набрали несколько более низкие баллы по этой шкале: мужчины в среднем = 23,6, SD = 2,7; женщины среднее значение = 23,0, стандартное отклонение = 2,9; t=2,13, p<0,05 (двусторонний).

Психологическое благополучие

Нижняя треть

Средняя треть

Верхняя треть

Общий

Нижняя треть

90

57

58

205

Средняя треть

78

51

70

199

Верхняя треть

34

56

83

173

Общий

202

164

211

577

Таблица 2: Перекрестная таблица психологического благополучия и эффектов хорового пения 

Значительная корреляция между двумя показателями возникла у женщин (r=0,27, p<0,01), но не у мужчин. Однако корреляция для женщин была очень низкой, а фактическое отсутствие взаимоотношений у обоих полов позволяет предположить, что некоторые певцы с относительно низким общим психологическим благополучием, тем не менее, получают высокий уровень пользы от пения. Респонденты, находившиеся в самой нижней трети шкалы психологического благополучия и в самой высокой трети по шкале влияния пения, считались представляющими особый интерес для понимания влияния пения на благополучие. В ответах на открытые вопросы, данные этой группой, примерно четверть рассказали о серьезных проблемах в своей жизни:

Люди с устойчивыми проблемами психического здоровья:

  • Мне пришлось бросить работу из-за продолжающегося заболевания [биполярное расстройство]. У меня было несколько таких эпизодов, требующих разных длительное время, проведенное в больнице, за которым следуют месяцы, требующие поддержки от депрессии и неуверенности в себе. Участие в хоре снова подняло мою самооценку и вернуло веру в себя 

(женщина, 54 года)

Люди, затронутые серьезными проблемами в семье:

  • Как опекун двух родственников, больных шизофренией и страдающих реактивной депрессией. Приятное начало дня, зная, что я встречу единомышленников и буду наслаждаться созданием музыки, надеюсь, по пути посмеюсь. Слушание гармоний помогает мне забыть семейные заботы 

(женщина, 70 лет)

Люди, страдающие от серьезных проблем с физическим здоровьем/инвалидностью:

  • Это играет значительную роль в моем эмоциональном здоровье и благополучии. Я считаю, что музыка поднимает настроение. Когда я восстанавливался после обширного инсульта, пение было одним из способов вывести меня из депрессии 

(мужчина, 65 лет).

Люди, недавно потерявшие близких:

  • Мой муж умер три месяца назад, поэтому все вопросы о негативных чувствах и т. д. искажены этим фактом. Одна из величайших поддержки в моей жизни в это трудное время — это «Серебряные певцы» и другие занятия — гавайская гитара, гитара, окарина. Я считаю, что хоровое пение полезно для эмоционального здоровья 

(женщина, 64 года).

Отчеты этой группы также предполагают по крайней мере шесть генеративных механизмов, связывающих хоровое пение с благополучием и здоровьем:

1) Хоровое пение порождает счастье и поднимает настроение, что противодействует чувству печали и депрессии:

  • Когда ты поешь, ты не можешь долго грустить. Это действительно поднимает вам настроение. Быть в хоре – значит, ты в команде – вы все помогаете друг другу, что приносит колоссальное удовлетворение 

(женщина, 52 года).

2) Пение предполагает целенаправленную концентрацию, которая блокирует озабоченность источниками беспокойства:

  • Пение в хоре «откладывает» хлопоты, так как концентрация на музыке требует всего внимания 

(женщина, 65 лет).

3) Пение предполагает глубокое контролируемое дыхание, которое противодействует тревоге. 

  • Глубокое дыхание, необходимое для пения, является одним из методов помощи при появлении признаков тревоги и стресса 

(женщина, 70 лет)

4) Хоровое пение предлагает социальную поддержку и дружбу, которые смягчают чувство изоляции и одиночества:

  • Эффект от пения в группе помогает завести друзей, так что это немного расширило мой кругозор и позволяет мне больше интересоваться. Поддержка, которую вы получаете от других людей, помогает улучшить общее самочувствие 

(женщина, 78 лет)

5) Хоровое пение предполагает образование и обучение, которое поддерживает активность ума и противодействует ухудшению когнитивных функций:

  • Помимо преимуществ релаксации, я считаю, что для меня, 57-летнего, поддержание активности мозга и необходимость концентрироваться в течение длительного времени отсрочит, если не полностью предотвратит старческое слабоумие! 

(женщина, 57 лет)

6) Хоровое пение предполагает регулярное посещение репетиций, что мотивирует людей избегать малоподвижного образа жизни:

  • Хоровые репетиции в сырые, холодные вечера вместо просмотра телевизора гораздо полезнее для здоровья 

(женщина, 69 лет)

ОБСУЖДЕНИЕ

Небольшое количество предыдущих исследований задокументировали потенциальную пользу для благополучия и здоровья, связанную с групповым пением. Эти более ранние исследования разнообразны, часто имеют небольшой масштаб и являются поисковыми, с небольшим консенсусом в отношении теоретических перспектив и соответствующих мер и включают только один пример запланированного повторения для подтверждения предыдущих результатов (Kreutz et al. 2004).

Данное исследование способствует процессу устранения этих недостатков путем проведения крупномасштабного межнационального опроса певцов хоров в Англии, Германии и Австралии на основе определения здоровья ВОЗ и использования тщательно разработанного межнационального инструмента для оценка качества жизни, связанного со здоровьем, WHOQOL-BREF. Он основан на более ранних исследованиях Clift & Hancox (2001) и Beck et al. (2000) в создании простого и надежного показателя предполагаемого воздействия хорового пения на благополучие. Таким образом, представления хористов о влиянии хорового пения можно изучить в контексте более широкой, проверенной системы оценки благополучия в четырех измерениях.

В этой статье представлен анализ данных более чем 600 английских певцов. Результаты подтверждают предыдущие выводы Clift & Hancox (2001) и Beck et al. (2000), что подавляющее большинство хористов воспринимают опыт пения как положительный и полезный. Само по себе это не так уж и удивительно, учитывая, что хоровое пение — это добровольная деятельность, которую люди осуществляют благодаря любви к музыке и получению от нее удовольствия. Тем не менее, существуют значительные различия в степени, в которой певцы поддерживают идею о том, что пение приносит пользу их благополучию и даже здоровью, и интересный вывод исследования заключается в том, что такое восприятие носит гендерный характер: женщины значительно чаще сообщают о пользе по сравнению с мужчинами. Эта разница, о которой первоначально сообщили Клифт и Хэнкокс (2001), не изучалась ни в одном из предыдущих исследований пения и благополучия, даже если в выборку входили как мужчины, так и женщины. Это открытие может способствовать пониманию того, почему в хоровых обществах обычно больше женщин, чем мужчин, и, безусловно, должно стать предметом дальнейших исследований.

Результаты WHOQOL-BREF также показывают, что подавляющее большинство певцов оценивают качество своей жизни как хорошее или лучше. Однако меньшинство действительно дает низкие оценки, что указывает на то, что они не удовлетворены качеством своей жизни. По шкале психологического благополучия ВОЗ примерно 10 процентов выборки набрали балл ниже средней точки шкалы; это говорит о том, что они, возможно, сталкиваются с серьезными проблемами своего психического благополучия. По этой шкале проявляется небольшая гендерная разница: женщины сообщают о более низком среднем уровне благосостояния. Это соответствует предыдущим крупномасштабным нормативным исследованиям с использованием WHOQOL-BREF, которые сообщают о значительно более низких средних значениях для женщин по сравнению с мужчинами по этой шкале (Skevington et al. 2004).

Когда восприятие певцами эффектов пения исследуется в сравнении с психологической шкалой ВОЗ, статистически значимая корреляция выявляется только для женщин, но значение очень низкое и составляет 7 процентов общей дисперсии. Таким образом, для обоих полов обе шкалы демонстрируют высокую степень независимости. Это интересно, поскольку подразумевает, например, что некоторые хористы с относительно низкими баллами по ВОЗ, тем не менее, решительно поддерживают преимущества хорового пения.

Для этого были выявлены хористы, находившиеся в нижней трети диапазона психологических оценок ВОЗ, но с баллами по шкале хорового пения в верхней трети диапазона (N = 58), а затем были изучены собранные качественные данные для понимания их личные обстоятельства со здоровьем и то, как они объяснили свой опыт положительного воздействия хорового пения.

На этом этапе результаты начинают проявляться, поскольку многие участники этой группы рассказали о личных проблемах в своей жизни, которые явно поставили под угрозу их общее ощущение благополучия. Тем не менее, также очевидно, что участие в пении принесло им значительную пользу, по-разному, в зависимости от их конкретных обстоятельств и трудностей. Однако еще важнее то, что рассказы хористов дают ценную информацию о различных генеративных механизмах (Harré 1972), которые могут способствовать ощущению благополучия путем противодействия процессам, потенциально вредным для здоровья.

В этой статье представлена небольшая часть качественных данных, собранных в ходе этого исследования, а дальнейший анализ покажет, обнаруживаются ли количественные закономерности и проблемы, возникающие в результате этого предварительного анализа, среди хористов немецких и австралийских хоров. Более полный систематический анализ качественных данных проводится с использованием программного пакета MAXQDA2007 для качественного анализа данных (см.: http://www.maxqda.com/). Руководствуясь реалистической философской точкой зрения, этот анализ направлен на создание обоснованной теории «конфигураций контекст-механизм-результат» (Pawson & Tilley 1997), которая может объяснить силу пения в поддержании и укреплении благополучия и здоровья. и обеспечить основу для дальнейших исследований.


Благодарности

Благодарим хористов, принявших участие в опросе.

адрес для корреспонденции

Стивен Клифт, Исследовательский центр искусств и здоровья Сидни Де Хаана, Кентерберийский университет Крайст-Черч, Университетский центр, Милл-Бэй, Фолкстон, Кент CT20 1JD, Великобритания; Электронная почта: Stephen.Clift@canterbury.ac.uk

Рекомендации

Бейли Б.А. и Дэвидсон Дж.В. (2005). Влияние группового пения и выступлений на певцов из маргинальных групп и среднего класса. Психология музыки, 33, с. 269-303.

Бек Р.Дж., Чезарио Т.С., Юсефи А. и Энамото Х. (2000). Хоровое пение, восприятие исполнения и изменения иммунной системы в слюнном иммуноглобулине А и кортизоле. Восприятие музыки, 18, стр. 87-106.

Клифт С.М. и Хэнкокс Г. (2001). Воспринимаемые преимущества пения: результаты предварительных опросов хорового общества университетского колледжа. Журнал Королевского общества содействия здоровью, 121, стр. 248-256.

Коэн Г.Д., Перлштейн С., Чаплин Дж. и др. (2006). Влияние профессионально проводимых культурных программ на физическое здоровье, психическое здоровье и социальное функционирование пожилых людей. Геронтолог, 46, с. 726-734.

Харре Р. (1972) Философия науки. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Хоторн Г., Херрман Х. и Мерфи Б. (2006). Интерпретация WHOQOL-Bref:

Предварительные популяционные нормы и размеры эффекта. Исследование социальных показателей, 77, стр.

37-59.

Хьюстон Д.М., Макки К.Дж., Кэрролл Л. и Марш Х. (1998). Использование юмора для продвижения

Психологическое благополучие в домах-интернатах для пожилых людей. Старение и психика

Здоровье, 2, с. 328-332.

Кройц Г., Бонгард С., Рорманн С. и др. (2004). Эффекты хорового пения или прослушивания

на секреторный иммуноглобулин А, кортизол и эмоциональное состояние. Журнал

Поведенческая медицина, 27, стр. 623-635.

Пауэр М., Харпер А., Буллинджер М. и Качество жизни Всемирной организации здравоохранения

Группа (1999). Всемирная организация здравоохранения WHOQOL-100: тесты универсальность качества жизни в 15 различных культурных группах по всему миру. Здоровье

Психология, 18, с. 495-505.

Зильбер Л. (2005). Решетка за решеткой: Влияние женского тюремного хора на социальную жизнь гармония. Исследования музыкального образования, 7, стр. 251-271.

Скевингтон С., Лофти М. и О’Коннелл К.А. (2004). Всемирная организация здравоохранения

Оценка качества жизни WHOQOL-BREF: Психометрические свойства и результаты международного полевого исследования. Отчет группы WHOQOL. Исследование качества жизни, 13, стр. 299-310

назад к новостям
просмотров 395

Комментарии